Музейная педагогика.Художественный музей как синоним нравственно - прекрасного, как сокровищница таланта и ума поколений, является мощным средством эмоционально - образного воздействия на ребенка. Поэтому музейная педагогика занимает особое место в образовательном процессе детского сада. Посещение музея для дошкольников – всегда яркое, запоминающееся событие. Однако очень важно понять, что воздействие музейной среды на ребенка не должно быть случайным, незначительным эпизодом в его жизни, необходимо сделать этот процесс систематическим и целостно - комплексным. При этом не следует забывать, что человек, занимающийся музейной педагогикой, должен быть творческим, неравнодушным специалистом, питающим любовь и к искусству и к детям. В связи с этим мы проводим занятия по музейной педагогике с детьми от 4 до 7 лет, не от случая к случаю, а регулярно один раз в неделю. Из них два занятия в месяц проходят на базе детского сада, где осуществляется как подготовка детей к посещению музея, так и закрепление художественных впечатлений после посещения, а два других занятия, специально разработанных - в музеях и парках города.Суть заключается не в том, чтобы научить ребенка, дать ему определенные знания, куда важнее для нас позаботиться о его ощущениях, мыслях, чувствах, переживаниях, активизации творческих способностей.Перед музейной педагогикой стоят особо важные цели:1. Воспитание начал музейной культуры, как части общей культуры человечества. 2. Формирование нравственного характера (когда добро - в привычку).3. Формирование шкалы духовных ценностей.4. Формирование чувства истории, ощущения себя в потоке времени. 5. Пробуждение в детях патриотических чувств.Музейная педагогика борется с нравственным злом, сохраняя души детей чистыми, восприимчивыми к прекрасному. Основной принцип занятий искусством - активность детского вос-приятия - обеспечивается авторской (Т.П. Хризман) методологией «двойного контекста», т.е. слияния контекста сказки, мифа с контекстом музея. Таким образом, в каждом зале дворцов и музеев, на аллеях парков «оживает» своя сказка, история у каждого фонтана и скульптуры - свой миф. Предметный мир музея, включенный в сказочное, историческое действо, оживает в сознании малышей, оказывает на них глубокое эмоциональное воздействие, вызывает интерес и желание действовать: наблюдать, исследовать, открывать, творить.(тогда как традиционная экскурсия - быстро утомляет дошкольников навивает скуку и безразличие). Чтобы дети могли реализовать полученные в музее позитивные эмоции, чтобы не угас их познавательный интерес, работа в музее находит логическое продолжение в различных видах деятельности в детском саду – игре, конструктивной и изобразительной деятельности, словесном творчестве, ручном труде и т.д.
|